Прежде, чем завянуть, дай себя сорвать
Вот сейчас у ребенка по русскому было упражнение. Ладно, пусть будет на совести авторов неумение донести до ребенка суть задания. Хотя даже я, взрослый человек долго думала, прежде чем понять, что авторы хотят:

Выпишите из стихотворения слова-названия дествий предметов по образцу.
Образец. Что делать? - ...,
Что сделать? - ... .


Итак, надо выписать глаголы, относящиеся к предметам, подумаете вы? И окажетесь неправы, ибо во всем стихотворении действуют люди, а никак не предметы. Первый ляп. Мешающий понять что вообще надо сделать.
НЕдоумеваю... Что же они в учебнике понимают под глаголами? Переворачиваю страницу. Там как раз определение:

Слова, которые называют дествия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Что делает? Что делают? Что делали? называются глаголами

опять двадцать пять! Только предметы могу действовать? Человек - предмет? Космос - предмет? (ага, огромный такой предметище) Бог - предмет?

ЛАдно, я плюю на идиотское задание в учебнике, и просто пытаюсь показать дочке, какие глаголы выписывать... Первый подводный камень. Если понимать задание упражнения буквально, то надо выписывать только глаголы неопределенной формы? Типа "читать", "приставать", а глаголы "прочти" не выписывать? так как они повелительного наклонения? (задумчивость... я решила такие не выписывать - типа у ребенка не хватит сообразительности выписать такое, значит нечего и умничать )
Но вот с одним глаголом даже у меня возник вопрос - совершенный он или несовершенный. Понятно, что данный глагол двухвидовой. Но моя логика немного запинается

Итак кусок стиха:
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать


Вот это самое "почитать" совершенный глагол или несовершенный? "Что сделать?" или "что делать?"

Комментарии
23.01.2010 в 12:17

"Что сделать". Несовершенного вида этот глагол в другом значении (однокоренной со словом "почтение", например, "почитать дьявола". Если в значении "немного почитать книгу" - то однозначно совершенного вида).

По-моему, вариантов и быть не может. Вот, гляди:

А можно - что сделать? - взять
и - что сделать? - почитать.

Ведь нельзя же задавать вопросы вот так:

и - что делать? - почитать.

В этом случае "почитать" будет что-то типа "почитай книгу как родителя своего", абсолютно другой смысл, который явно в стихотворении не заложен.
23.01.2010 в 15:04

Прежде, чем завянуть, дай себя сорвать
Twistress вот если прочитать определение:

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания
на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Так "почитать" книжку - это ж не законченное действие, а вполне себе занятие без предела. Длительное действие. Если б было прочитать - вопросов не было. Книжка прочитана или будет прочитана. А вот если книжку можно почитать... То отсюда и сомнения. Хотя да, автоматом в общем идет вопрос что сделать? Почитать. А когда начинаешь много думать - начинают шевелиться смутные подозрения )))