Прежде, чем завянуть, дай себя сорвать
Вот сейчас у ребенка по русскому было упражнение. Ладно, пусть будет на совести авторов неумение донести до ребенка суть задания. Хотя даже я, взрослый человек долго думала, прежде чем понять, что авторы хотят:
Выпишите из стихотворения слова-названия дествий предметов по образцу.
Образец. Что делать? - ...,
Что сделать? - ... .
Итак, надо выписать глаголы, относящиеся к предметам, подумаете вы? И окажетесь неправы, ибо во всем стихотворении действуют люди, а никак не предметы. Первый ляп. Мешающий понять что вообще надо сделать.
НЕдоумеваю... Что же они в учебнике понимают под глаголами? Переворачиваю страницу. Там как раз определение:
Слова, которые называют дествия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Что делает? Что делают? Что делали? называются глаголами
опять двадцать пять! Только предметы могу действовать? Человек - предмет? Космос - предмет? (ага, огромный такой предметище) Бог - предмет?
ЛАдно, я плюю на идиотское задание в учебнике, и просто пытаюсь показать дочке, какие глаголы выписывать... Первый подводный камень. Если понимать задание упражнения буквально, то надо выписывать только глаголы неопределенной формы? Типа "читать", "приставать", а глаголы "прочти" не выписывать? так как они повелительного наклонения? (задумчивость... я решила такие не выписывать - типа у ребенка не хватит сообразительности выписать такое, значит нечего и умничать )
Но вот с одним глаголом даже у меня возник вопрос - совершенный он или несовершенный. Понятно, что данный глагол двухвидовой. Но моя логика немного запинается
Итак кусок стиха:
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать
Вот это самое "почитать" совершенный глагол или несовершенный? "Что сделать?" или "что делать?"
Выпишите из стихотворения слова-названия дествий предметов по образцу.
Образец. Что делать? - ...,
Что сделать? - ... .
Итак, надо выписать глаголы, относящиеся к предметам, подумаете вы? И окажетесь неправы, ибо во всем стихотворении действуют люди, а никак не предметы. Первый ляп. Мешающий понять что вообще надо сделать.
НЕдоумеваю... Что же они в учебнике понимают под глаголами? Переворачиваю страницу. Там как раз определение:
Слова, которые называют дествия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Что делает? Что делают? Что делали? называются глаголами
опять двадцать пять! Только предметы могу действовать? Человек - предмет? Космос - предмет? (ага, огромный такой предметище) Бог - предмет?
ЛАдно, я плюю на идиотское задание в учебнике, и просто пытаюсь показать дочке, какие глаголы выписывать... Первый подводный камень. Если понимать задание упражнения буквально, то надо выписывать только глаголы неопределенной формы? Типа "читать", "приставать", а глаголы "прочти" не выписывать? так как они повелительного наклонения? (задумчивость... я решила такие не выписывать - типа у ребенка не хватит сообразительности выписать такое, значит нечего и умничать )
Но вот с одним глаголом даже у меня возник вопрос - совершенный он или несовершенный. Понятно, что данный глагол двухвидовой. Но моя логика немного запинается
Итак кусок стиха:
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать
Вот это самое "почитать" совершенный глагол или несовершенный? "Что сделать?" или "что делать?"
По-моему, вариантов и быть не может. Вот, гляди:
А можно - что сделать? - взять
и - что сделать? - почитать.
Ведь нельзя же задавать вопросы вот так:
и - что делать? - почитать.
В этом случае "почитать" будет что-то типа "почитай книгу как родителя своего", абсолютно другой смысл, который явно в стихотворении не заложен.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания
на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).
Так "почитать" книжку - это ж не законченное действие, а вполне себе занятие без предела. Длительное действие. Если б было прочитать - вопросов не было. Книжка прочитана или будет прочитана. А вот если книжку можно почитать... То отсюда и сомнения. Хотя да, автоматом в общем идет вопрос что сделать? Почитать. А когда начинаешь много думать - начинают шевелиться смутные подозрения )))