Начала читать эту замечательную книгу. Подаренную на 8-е марта. Причем начала читать в таком месте, где было достаточно скучно, но сложно сосредоточиться. Очарование романа почувствовала сразу, несмотря на то, что меня постоянно отвлекали. И я читала роман маленькими кусочками. Но он именно и хорош тем, что по сути весь состоит из маленьких потрясающих кусочков, которые соединяются в очень причудливый узор. Сегодня узнала, что оказывается есть и мужская версия романа (у меня - женская). Впрочем, различие этих версий скорее фенечка для того, чтобы был повод двоим сравнивать версии романа - в кафе за тортиком. Сам роман можно сравнить с тортиком. Или с вышитым гобеленом. Да с чем угодно - приятным и любимым. Это ни на что не похожая вещь. Очень интересные метафоры. Напевность. Мифологичность. Легенды, которые обрывками оплетают мозг нежной паутиной полуправды-полувымысла. Можно восхищаться идеями... мне, например, понравилась такая: гораздо более опасны люди, которые признают различия в других, а не пречисляют отличающихся от них (в вере, убеждениях) к врагам - все враги в конце-концов одинаковы. Можно восхихаться сюжетами. Или цитатами:
"Сохранились (в переводе на греческий) две молитвы принцессы Атех, которые никогда не были канонизированы, однако Даубманнус приводит их как "Отче наш" и "Радуйся, Мария!" хазарской принцессы. Первая из этих молитв звучит так:
"На нашем судне, отец мой, команда копошится как муравьи, я вымыла его сегодня утром своими волосами, и они ползают по чистым мачтам и тащат в свой муравейник зеленые паруса, как будто это сладкие листья винограда; рулевой пытается выдрать корму и взвалить ее себе на плечи, как добычу, которой будет питаться целую неделю; те, что слабее всех, тянут соленые веревки и исчезают с ними в утробе нашего плавучего дома. Только у тебя, отец мой, нет права на такой голод. В этом пожирании скорости, тебе, мое сердце, единственный отец мой, принадлежит самая быстрая часть. Ты питаешься разодранным на куски ветром".
Спасибо за книгу тому, кто мне ее подарил!